Только показываем. Лошади в истории искусства

02 Ноября 2021 в 18:35

-Поставьте, наконец, лошадь! Что вы ее держите, как родную?
-Я люблю животных.
Диалог из фильма «Служебный Роман» - притянутый за уши, но очень смешной пример появления лошади в современном кинематографическом искусстве. Любимые животные становятся главными героями кинокартин и сюжетов произведений изобразительного искусства, сюжеты с участием копытных моделей или предметов амуниции появляются в оформлении одежды и интерьеров.
Лошадиные сюжеты пишутся на протяжении тысячелетий. Как развивался образ коня в искусстве? Рассказываем в новой статье.

До нашей эры
Первыми произведениями искусства, изображавшими лошадей, были наскальные живописи. Одни из самых ранних работ были найдены в 1940-х годах в пещерах Франции, рисункам больше 17 000 лет. Притом обнаружение картин было совершенно случайным: восемнадцатилетний Марсель Равида гулял с собакой по деревне Монтиньяк, и внезапно зверюшка куда-то провалилась. Молодой человек обнаружил пса в пещере Ласко, а вместе с ним – целую галерею наскальной живописи. Стены украшали больше 600 рисунков, 364 из которых изображали лошадей.

 Существует несколько направлений толкования значений рисунков: одна группа ученных придерживается мнения, что галерея наскальной живописи – «каталог» животных, на которых охотились наши предки. Другие же уверены в том, что изображение животных имеет ритуально-культовые смыслы. В 1994 году французские спелеологи обнаружили еще более ранние изображения в пещерах Шове (30 000 лет). Картины считаются шедеврами своего времени – пропорции лошадей и движения переданы очень точно. Сегодня пещеры закрыты для посетителей для того, чтобы рисунки сохраняли первоначальный вид как можно дольше.

Античные времена

На предметах древнегреческого и египетского искусства прослеживается любовь людей той эпохи к лошадям: благородные животные изображаются запряженными в повозки и выступающими на соревнованиях. Интересно, что в Ориньякскую эпоху (43 000 – 26 000 лет назад) лошади на картинах выглядели более реалистично, чем в более поздние периоды: в Античные времена художники не старались передавать объем, картины получались достаточно примитивными. Однако такой стиль рисования никак не умаляет значение лошадей: на древних вазах лошади всегда изображаются в военных сюжетах и символизируют высокий статус владельцев.

Конные образы фигурируют и в религиозных сюжетах: животных наделяли едва ли не божественным статусом, они могли летать и перевозили людей из мира живых в царство мертвых.
Третьим веком до нашей эры датируется и одно из самых удивительных произведений искусства – терракотовая армия. Помимо глиняных солдат, в гробнице императора Циня Шихуанди похоронены и 600 лошадиных скульптур, очень точных и детальных. Статуи показывают, какими были военные лошади тех лет – коренастыми и мускулистыми, готовыми к любой битве. На некоторых глиняных буцефалах надеты седла и уздечки, на мордах навеки застыли даже эмоции.

Военные традиции

Древние римляне всегда изображали полководцев верхом на коне, большинство статуй того времени выплавлено из металлов. Памятник Марку Аврелию датируется 175 годом нашей эры. Долгие годы верховыми на скульптурах изображали только представителей королевского рода или военачальников. В стиле памятника Марку Аврелию выполнен и портрет капитана Гаттемалы, созданынй скульптором эпохи Ренессанса Донателло. Однако в 15 веке художники гораздо глубже изучали анатомию лошадей и изображали животных достаточно реалистично.
В 19 веке скульпторы делали акцент не на плавности линий и достоверности, основная задача – пропаганда. На военных портретах полководцы восседали на лошадях, вставших на дыбы – такая поза достаточно драматична и создает ощущение опасности.

Лошади «засветились» не только на произведениях живописи и скульптуры, но и на гобеленах: на огромной работе, датируемой 11 веком, вышиты сцены военных времен, предшествующие норманнскому завоеванию Англии. На гобелене запечатлены 190 лошадей, выделенных яркими неестественными красками К слову, работу считают одним из первых комиксов в истории, на котором прослеживается роль лошади в военном деле в 11 веке.

В центре внимания
В 17 веке лошадь становится одним из любимых объектов изображения художников Западной Европы. На полотнах, изображающих коней, все чаще отсутствуют люди. Лучшей картиной нового стиля считается творение Джорджа Стаббса «Уистлджекет», высота холста превышает три метра, на полотне изображен конь в натуральную величину.

Разумеется, история искусства насчитывает гораздо больше примеров изображения лошадей. Вспомним картины Дали или Пикассо, «Купание красного коня» Петрова-Водкина или архитектуру Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Лошади прячутся везде, настоящие конники об этом знают и легко находят любимых животных даже на «шумных» картинах Босха.